15 февраля 2011 г. по инициативе активистов общественного движения "Родной берег" состоялась ознакомительная поездка на стройплощадку ЛАЭС-2. Визит был организован при содействии ОАО "Концерн "Росэнергоатом" и Общественного Совета ГК "Росатом".
Участники встречи: со стороны общественности - активисты "Родного берега", представители Территориального объединения профсоюзных организаций Соснового Бора "Атомград", со стороны стройки - представители генподрядчика и заказчика-застройщика - филиала инжиниринговой компании ОАО "СПбАЭП" в Сосновом Бору и Дирекции строящейся ЛАЭС-2.
Представители общественности посетили смотровую площадку у сооружаемых зданий реакторов энергоблоков, увидели строящиеся объекты (будущие реакторы и практически готовую первую градирню), побывали в одном из бытовых городков, посмотрели будущую столовую.
С участниками поездки встретились директор филиала СПб АЭП Федоров Вячеслав Михайлович и начальник отдела технического надзора Дирекции строящейся ЛАЭС-2 Юрий Пантелеевич Момот.
Они ответили на ряд вопросов журналистов и экологов Л. Зерновой, О. Тарасова, О. Бодрова и других участников встречи.
***
- Почему в первую очередь построена градирня?
В. Федоров: Их (для первого энергоблока) будет две. Так и предусматривалось изначально проектом. Строительство этой градирни закончено. Высота ее 150 метров. Сейчас идет монтаж внутренних конструкций.
- В городской интернет-сети появилась информация о том, что градирня дала трещину...
В. Федоров: Это не так. У нас ведь сплетен очень много. Как угодно называйте - или это шутка, или глупость чья-то.
- Как Вы относитесь к использованию мокрых градирен на ЛАЭС-2?
В. Федоров: Это, возможно, будет воздействовать на город, на сады. Есть же другие варианты кроме мокрых градирен. Я пытался разобраться в этом вопросе. Всем известно, что есть сухие градирни, просто они стоят дороже. Значительно дороже.
- Есть ли какие-то изменения в первоначальном плане строительства?
В. Федоров: Если вы о графике, то мы отстаем. Градирня и турбинный остров идут по графику. А вот реактор - ядерный остров - там есть отставание.
- А почему идет отставание? Есть такое мнение, что отстает проектирование.
В. Федоров: Да, проектирование отстает.
- Сколько человек работает сейчас на ЛАЭС-2?
В. Федоров: Численность на 14 февраля - 3 223 человека.
- А сейчас, при таких низких температурах, ведутся работы по заливке бетона?
В. Федоров: Обязательно. Сделали специальный "тепляк". Там прогревают арматуру, основание, бетон и только после этого бетон укладывается в конструкцию.
- Существует ли независимый от заказчика и от строителей технадзор за строительством?
В. Федоров: Ростехнадзор присутствует постоянно, контролирует. Очень много таких видов работ, о которых мы обязательно уведомляем Ростехнадзор, что приступили к данному виду работ.
- Можно ли сравнить стройку первой ЛАЭС и нынешнюю стройку? Изменились ли технологии? Какие-то есть отличия - положительные или отрицательные?
В. Федоров: Я могу сказать только одно, что данная (применяемая здесь) технология мне не нравится - трудоемкость большая. И последовательность работ такова, что пока один "пруток" не привяжешь, очередной не поставишь. Все здесь последовательно, шаг за шагом. А можно было параллельно.
Технология, которая применялась на первой ЛАЭС - параллельные совмещённые работы. Изготавливались арматурные изделия, сборные железобетонные элементы и привозились сюда. То есть здесь шла стройка, а там шла заготовка. Аналогичный подход сейчас на Новоронежской АЭС. К примеру, в Нововорнеже ярус в 10 метров высотой монтируется из 12 элементов за неделю. А мы будем делать два месяца. В результате Нововоронеж обогнал ЛАЭС-2, и при том довольно заметно.
И уже принято решение, что мы переходим на тот же способ, то есть будут изготавливаться арматурные блоки (до 50-70 тонн) на стройбазе, которая будет здесь же, а потом будут устанавливаться.
- Для нас, конечно, как для жителей атомграда главный фактор - безопасность.
В. Федоров: Безопасность будет соблюдена обязательно. Для вас и для меня тоже (как жителя города) безопасность очень важна. И она, естественно, будет соблюдена.
-А вот такой был слух, тоже в интернете, что в систему контроля попадают совершенно случайные люди, квалифицированных кураторов, как в свое время на ЛАЭС были - таких нет.
В. Федоров: Это именно слухи. Люди работают квалифицированные.
- Какого качества кадры?
В. Федоров: Здесь вполне нормальные кадры. Люди, прошедшие уже не одну стройку. Особенно это касается механомонтажников, электромонтажников.
- Из работающих здесь трех тысяч человек значительная часть не сосновоборцы. А где они живут?
В. Федоров: Не сосновоборцев около 80 %. Живут в разных местах. У "Титана", например, есть вполне известные общежития. СУС тоже располагает жильем. Пока на сегодня то количество людей, которое есть, размещается вполне нормально. Как в Сосновом Бору, так и за пределами. У "Метростроя", например, люди живут в Копорье.
- Где будет храниться и перерабатываться отработавшее ядерное топливо?
В. Федоров: Есть здания - бассейны для хранения для 1 и для второго блока. А дальнейшая судьба этого ОЯТ оговорена в проекте. Здесь топлива в десятки раз меньше, чем для реакторов РБМК.
- Можно ли назвать эти градирни уникальными сооружениями? Градирни именно такого размера, как на ЛАЭС-2 существуют?
Ю. Момот: Существуют, конечно. На Калининской станции. Данное сооружение относится к уникальным и сложным по Градостроительному кодексу. Все, что выше 75 метров, - это уникальное сооружение с точки зрения разработки проекта.
- Как Вы относитесь к технологии мокрой градирни, как житель Соснового Бора?
Ю. Момот: Градирни здесь строятся потому, что Водный кодекс запретил применять прямые оборотные системы. Вот во Франции, например, принципиально строят АЭС на берегу океана и охлаждают прямой водой, они считают, что это дешевле и, при соблюдении всех экологических требований, строят на берегу океана. И охлаждают морской водой.
Отношение к градирням обыкновенное. Я не вижу в них ничего особенного. На Калининской станции я был и не увидел особых проблем в наличии градирен. Убежден, что, наверное, прямое охлаждение было бы дешевле и эффективнее и оказывало бы меньшее воздействие, как на окружающую среду, так и на психику населения, но законодательство РФ привело проектировщиков к такому проекту.
- Есть слухи, что бетон льют, не армируя.
Ю. Момот: Плохо представляю, как это может произойти. Отставание от графика как раз связано с тем, что очень много арматуры. У нас в строительных конструкциях основных зданий и сооружений в кубе бетона 250-400 килограммов арматуры. Это очень густое армирование, и у нас задержка работ происходит из-за того, что очень сложно в такую густо армированную конструкцию уложить бетон. Поэтому институт Веденеева, являющийся специализированным институтом по разработке бетонных смесей и технологий бетонирования, разрабатывает специальные технологии укладки бетонной смеси на атомных реакторах, которые позволяют при такой густоте армирования бетонную смесь укладывать и достигать проектных значений, которое заложено в проекте. Задержка как раз связана с тем, что очень густое армирование. Скажем, по сравнению с Нововоронежом, густота армирования по реактору практически в три раза выше. Это связано с тем, что проекты для АЭС делали два разных института, которые оба говорят, что их расчеты - самые верные.
- Откуда приезжают работники на ЛАЭС-2?
Ю. Момот: В регионе здесь рабочей силы не хватает, они приезжают из других регионов. Это, по моему мнению, неплохо, если у людей где-то нет работы, они приезжают и здесь работают. В основном, если говорить о строителях, здесь достаточно квалифицированный персонал. Это бетонщики, плотники и так далее. Что касается монтажников (это особая каста особых людей), то монтажных работ здесь пока не разворачивалось, оборудование пока еще не монтируется. Идут пока строительные работы.
Что касается в целом самой стройки и ее влияния на экономику России, то такая стройка дает, как правило, много рабочих мест для машиностроения. Для нее необходимо изготавливать много оборудования. Скажем, в реакторе монтируется 26,5 тысяч тонн различного оборудования. Его нужно где-то сделать. Таким образом получили работу, скажем, близлежащие Балтийский завод, Ленинградский механический завод, заводы, которые расположены на Урале, в средней полосе России, в Подмосковье. Таким образом, получил работу большой круг людей.
- Каковы были претензии прокуратуры Соснового Бора к ЛАЭС-2, к социальным аспектам и ликвидированы ли замечания, вынесенные со стороны прокуратуры?
Ю. Момот: Да, такие предписания были, только не стройке (потому что стройка - это не юридическое лицо, а площадка, на которой ведется строительный процесс), а СПбАЭП, который является генеральным подрядчиком. Предписания касались, в основном, условий бытового содержания помещений.
Хочу напомнить, что стройка началась осенью 2007 года, и уже проектом нам сократили подготовительный период с 2 лет до 1 года. Но ведь подготовительный период - это сооружение строительных баз, со всеми необходимыми бытовыми помещениями, цехами, складами и так далее. Вот этого ЛАЭС-2 была лишена. И мы были вынуждены параллельно заниматься и промплощадкой, и создавать эти строительные базы. Что привело, мягко говоря, к отступлениям от создания этих самых бытовых условий.
У нас не подключена централизованная канализация, но применяются биотуалеты (и есть организации, которые обслуживают их), вода поставляется бутилированная (к ее качеству были претензии, но это, скорее, вопрос не к СПбАЭП, а к поставщикам воды).
Противопожарные мероприятия не в полной мере были обеспечены.
Сейчас подготовлены мероприятия по устранению всех этих замечаний. Противопожарные мероприятия у нас выполнены. У нас есть объединенная насосная станция с четырьмя резервуарами, в каждом по 2100 литров воды, готова площадка для заправки пожарных машин, проведены мероприятия по согласованию противопожарных мер с Госпожнадзором города.
Опережающими темпами строится столовая на 1200 мест, где будет обеспечено питание сначала 500 человек, а потом - до 1200 человек.
Выполняются работы по обеспечению санитарно-бытовых условий, купили специально новые вагончики для того, чтобы люди могли помыться - душевые кабины, дополнительно устанавливаются биотуалеты. К весне ведется работа по подключению централизованной канализации.
То есть, действительно, были нарушения, они устраняются, просто не так все быстро получается.
- Есть такая какая-то надежда на то, что мокрые градирни будут заменены или изменены?
Ю. Момот: Я знаю, что руководство концерна озабочено тем, что градирни вызывают беспокойство населения. Знаю, что были попытки выйти с законодательной инициативой изменить Водный кодекс для того, чтобы разрешать использовать прямое охлаждение.
***
Соб.инф.
|