Петербургский Дом журналиста, Невский, 70 8 июля 2011 г.
К р у г л ы й с т о л
Снижение ядерных рисков путем совершенствования социальной политики в городах Росатома
Тема: О состоянии медицины г. Сосновый Бор, как образца медицинского обслуживания в городах Росатома
Уважаемые участники круглого стола!
В Статье 16 Федерального закона № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» прописаны «Права работников объектов использования атомной энергии на социальные гарантии за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека (включая медико-санитарное обслуживание, в том числе и лиц ранее работавших….). Сегодня они практически не реализуются.
***
С 1981 г. в г. Сосновый Бор обслуживает единственное медицинское учреждение федерального подчинения – ФГУЗ ЦМСЧ №38 ФМБА России. Данное лечебно-профилактическое учреждение было создано по линии Министерства среднего машиностроения, конкретно для медико-санитарного обеспечения работников ядерно-энергетического комплекса, так называемого «прикрепленного контингента». Главные направления в работе – профилактическое, раннее выявление заболеваний и реабилитация.
Социальная ответственность Минатома в охране здоровья была высокой и здоровье работников ЛАЭС являлось приоритетом. Руководство отрасли понимало, что значит человеческий фактор в системе обеспечения безопасной эксплуатации ядерного объекта.
***
Сегодня картина иная: 60% специалистов в ЦМСЧ – пенсионеры. Молодые кадры не идут из-за низкого уровня заработной платы. Острейший вопрос - служебное жилье. По ряду направлений - эндокринология, терапия, стоматология, кардиология, реаниматология и др.- кадровая ситуация на грани катастрофы. Очередь на консультацию к узким специалистам составляет до3-4-х месяцев, вместо 22 стоматологов, работает 4, на одном из терапевтических участков вместо 12 врачей работает 3-4 терапевта и т.д. Вместо решения вопроса с кадрами руководство ЦМСЧ пошло на сокращение приема до 6-8 мин на больного.
Диагностическое и лечебное оборудование устарело, 70% подлежит списанию, в некоторых подразделениях его попросту нет. Очереди на рутинное обследовании, по некоторым позициям, составляют до 3-4х месяцев. В кардиологическом отделении часто один врач на 60 больных. Палата интенсивной терапии отсутствует, следящим и диагностическим оборудованием не оснащена. Это тогда, когда сердечно-сосудистая патология уже много лет занимает 1-е место по показателям смертности.
Практически все здания и сооружения в несоответствующем санитарном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Взрослая и детская поликлиники функционируют без ремонта с 1970 года, оборудование, мебель - с 1970-1972 годов. Это подтверждают акты двух последних комплексных проверок ЦМСЧ №38, инициированных прокурором города и органами Роспотребнадзора.
***
Клиническая больница им. Соколова, бывший МСО №122, созданная и функционировавшая как базовый координационный центр для медсанчастей всего Северо-Запада, в силу каких-то причин обслуживает СПб, регионы Кавказа, иностранцев, только не «прикрепленный контингент».
В нарушение ст.4 ФЗ №170 «Об использовании атомной энергии» комплексных научных исследований в области здравоохранения в городах с использованием атомной энергии не ведется. Единичные сравнения показателей с регионами, имеющими другой возрастной состав и социальный статус населения, по меньшей мере, некорректны. Но повод вести исследования есть: к примеру, проведенный еще 10 лет назад (за 1988-1998 гг.) анализ заболеваемости новорожденных показал, что показатель по врожденным аномалиям развития в Сосновом Бору выше, чем по Ленинградской области.
Да, ФМБА России блестяще преподносит свою деятельность в СМИ и интернете. Однако при той ситуации, что сложилась на сегодня в ФГУЗ ЦМСЧ№38 при попустительстве ФМБА, говорить о надлежащем медико-санитарном обеспечении населения, в том числе «прикрепленного контингента» не приходится. Эта картина типична для всех городов атомной энергетики. Возможно, руководству ГК «Росатом» имеет смысл задаться вопросом: нужна ли им такая структура?
***
Есть вопросы и к самим атомщикам – Концерну «Росэнергоатом». ДМС не выдерживает никакой критики, практически все сброшено на нищее ОМС ( в год по госгарантиям выделяется 6т 687р 22к на застрахованного.). Регулярные углубленные, медицинские осмотры работающих в особо опасных условиях стали историей, специализированное терапевтическое отделение медсанчасти ликвидировано, пенсионеры ( хотелось бы получить комментарий представителя Росатома к ст16 ФЗ….) и дети не вошли в стандарт ДМС ГК «Росатома». Даже реабилитация сотрудников атомной станции, перенесших инфаркт, своевременно не проводится.
Предлагаю обратиться:
1.К Законодательному собранию и правительству Ленинградской области с просьбой:
Разработать и принять законопроект «О социальной поддержке граждан, проживающих на территориях, входящих в зону наблюдения Ленинградской атомной электростанции» взяв за основу проект Закона Смоленской области «О мере социальной поддержки граждан, проживающих в зоне наблюдения Смоленской атомной электростанции, на 2009 год». Предусмотреть в нем меры по поддержке здоровья населения МО Сосновоборский городской округ в виде финансирования
дополнительного медицинского страхования населения, проживающего в зоне особого риска, осуществляемого под кураторством муниципальных властей путем принятия специальных муниципальных программ.
2. В ГК «Росатом:
- Совместно с Министерством Здравоохранения и Социального развития создать комиссию (рабочую группу), с участием представителей депутатского корпуса и общественности городов-атомщиков с целью анализа деятельности ФМБА России по качеству медицинского обслуживания работников «прикрепленного контингента» в городах атомного комплекса. По результатам проверки рассмотреть возможность:
1. возврата изначальных функций координационного центра Клинической больнице им. Соколова (МСО№122) по консультированию и лечению сложных случаев заболевания у пациентов, направленных из медсанчастей Северо-Западного региона.
2. внесения дополнений и изменений в законодательную базу по здравоохранению, с учетом наличия городов-атомградов.
3. пересмотра выбора структуры, оказывающей медицинские услуги городам атомного профиля.
Депутат Совета депутатов
Сосновоборского городского округа Маврина Т.В.
|