Особенности межличностных отношений подростков в интернате


Дата публикации: 16.12.2017, 09:39/ Просмотры: 1638

Коммуникативные умения являются частью коммуникативной культуры, являющейся системой знаний, умений и навыков в области общения и организации взаимодействия людей. Развитая коммуникативная культура предполагает наличие достаточно сформированных определенных личностных качеств:

Эмпатии - умения видеть мир глазами других, понимать его так же;

Доброжелательности - уважения, симпатии, умения понимать других людей, даже не одобряя их поступки, готовности поддерживать других;

Аутентичности - способности быть самим собой в контактах с людьми;

Конкретности - умения говорить о своих конкретных переживаниях и готовности отвечать на вопросы;

Инициативности - способности и готовности идти на контакты;

Непосредственности - умения говорить и действовать напрямую;

Открытости - искренней готовности открывать другим свой внутренний мир в твердой убежденности, что это способствует установлению здоровых и прочных отношений с другими;

Принятия чувства - умения выражать свои чувства и готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

Самопознания - исследовательского отношения к собственной жизни и поведению, готовности принимать от людей любую информацию о том, как они тебя воспринимают, но самому быть автором своей самооценки.

Подросток с УО (подросток с олигофренией) соматически здоров, олигофрения - не болезнь, а состояние, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всех сфер психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от возрастной нормы, но и в глубоком своеобразии. Развитие подростков с УО возможно, но оно замедленное, атипичное, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности. Умственная отсталость, возникающая после того, как речь уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция (слабоумие). Интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у подростка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей и подростков бывает весьма неблагоприятным.

Для подростков с УО недостаточная познавательная активность и слабость ориентировочной деятельности являются ядерными симптомами, прямо вытекающими из неполноценности коры их головного мозга, им также присуще необычно быстрое угасание ориентировочного рефлекса, затрудняющее и резко замедляющее выработку новых условий рефлексов. У подростков с УО познавательные интересы и потребности развиты ниже нормы, поэтому у них наблюдается возрастание роли элементарных физиологических потребностей, например, потребности в еде.

Развивающие коррекционные занятия чрезвычайно значимы для подростков с УО, обладающих меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию. Даже при специально организованных условиях темп развития олигофренов носит замедленный и качественно измененный характер. Подросток с УО с большим трудом овладевает тем, что нормальный подросток усваивает естественным путем, быстро забывает уже усвоенное, потому ему требуется многократное возвращение к уже пройденному. Объем получаемых знаний невелик. Умения и навыки требуют упорной и длительной работы по закреплению, иначе быстро распадаются и не формируются в устойчивые.

Прежде, чем разрабатывать коррекционно-развивающую программу, целесообразно прояснить, какие именно личностные качества целесообразно развивать и корректировать для оптимизации межличностных отношений подростков с УО, а также определить, какие методы коррекционно-развивающей работы соответствуют поставленной задаче развития коммуникативных умений подростков с УО (таблица 1).

 

Таблица 1. Коммуникативные умения подростков с умственной отсталостью

Коммуникативные умения

 Личностные  качества подростка

Методы коррекционно-развивающей работы

1

Эмпатия 

Умение сопереживать, умение увидеть мир глазами других

Ролевые игры, упражнения на позитивное взаимодействие

2

Доброжелательность

Уважение и симпатия к другим, умение понимать других и готовность их поддерживать

Ролевые игры и упражнения на позитивное взаимодействие, на доверие, работа с телом

3

Умение слушать

Терпение, внимание, доброжелательность, произвольность поведения

Упражнения на произвольность поведения, на развитие внимания, слуха, лексики

4

Умение спорить

Доброжелательность, терпение, умение конструктивно отстаивать свои интересы

Упражнения и игры на произвольность поведения, на развитие речевых умений, лексики

5

Аутентичность

Умение быть самим собой в общении, уверенность в себе, адекватную самооценку, самоуважение

Ролевые игры на отработку лидерских качеств, на самопознание, на получение обратной связи и поддержки

6

Принятия чувства

Умения выражать свои чувства и готовность принимать чувства других

Развитие речи, обогащение лексики, работа с эмоциями

7

Управление своими эмоциями

Произвольность эмоционального поведения

Работа со злостью, с гневом, отработка поведения в конфликте

8

Толерантность

Умение принимать других, считаться с их интересами, мнением, точкой зрения

Ролевые игры, активные групповые игры и упражнения на позитивное взаимодействие в группе

9

Умение отстаивать свою точку зрения

Уверенность в себе, самоуважение, умения говорить и действовать

Ролевые игры на отработку лидерских качеств и развитие речи

10

Умение связно выражать свои мысли, чувства и желания

Умение связно высказывать то, что думаешь, чувствуешь, переживаешь, умение формулировать свои высказывание

Упражнения на развитие диалоговой речи и речевых умений, эмоцио-нальной сферы и лексики, работа с ассоциативными картами

11

Конкретность

Умение говорить о своих переживаниях, готовность открыто отвечать на вопросы

Упражнения на доверие, на развитие речевых умений, на вербализацию эмоций, на обогащение эмоциональной лексики

12

Открытость

Готовность быть откровенным в группе, убежденность, что это способствует улучшению, гармонизации отношений

Упражнения на доверие, на вербализацию эмоций, работа с телом, работа с ассоциативными картами

13

Самопознание

Готовность принимать обратную связь от окружающих, адекватная самооценка

Ролевые игры и упражнения, рефлексия, упражнения на развитие речевых умений

14

Низкая агрессивность

Умение конструктивно отстаивать свои интересы и спорить без проявления агрессивности, умение регулировать своё эмоциональное поведение

Ролевые игры и упражнения на работу с обидой, злостью и гневом, на регулирование эмоционального поведения

 

Анализируя и обобщая методы коррекционно-развивающей работы по развитию личностных качеств, способствующих успешной коммуникации подростков с умственной отсталостью, приведенные в таблице 4, можно сделать выводы, что коррекционно-развивающая программа для развития коммуникативных умений подростков с УО должна содержать:

ролевые игры, ориентированные на развитие произвольного поведения, на внимание, на развитие речевых умений и обогащение лексики, на отработку и закрепление приемов коммуникации, на самопознание и самооценку, на отработку смелости в общении, на развитие лидерских качеств;

подвижные игры на позитивное взаимодействие подростков и формирование доверия в группе;

упражнения на работу с телом, элементы релаксации;

упражнения на работу с гневом, со злостью;

упражнения на отработку поведения в конфликтной ситуации;

упражнения на вербализацию эмоций и чувств, на развитие речевых умений.

В процессе реализации программы подростки с УО должны познакомиться с элементарными правилами коммуникации и закрепить их отработкой приемов коммуникации в упражнениях и ролевых играх.

Особенности развития подростков с УО:

·               недостаточная познавательная активность;

·               слабость ориентировочной деятельности;

·               меньшие возможности понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую информацию;

·               большие затруднения при освоении новых знаний;

·               быстро забывается уже усвоенное;

·               необходимость многократного возвращения и повторения уже пройденного для его усвоения;

·               объем получаемых новых знаний невелик;

·               умения и навыки требуют упорной и длительной работы по их закреплению, иначе быстро распадаются;

·               Учитывая особенности развития подростков с УО, в процессе коррекционно-развивающей работы потребуется многократное возвращение к уже пройденному материалу, многократное повторение и закрепление приемов коммуникации.

В работе с подростками с УО будет продуктивным использование ассоциативных метафорических карт - для самопознания и самопрезентации, для визуализации своих чувств, эмоций и переживаний, для работы над развитием речевых умений, для снятия напряжения и работы в форме игры.

Следовательно, коррекционно-развивающая программа для подростков с УО должна включать следующие приемы и методы: ролевые игры с четко установленными правилами, игры и упражнения на позитивное взаимодействие, на отработку приемов коммуникации, на развитие речи, упражнения для снятия эмоционального напряжения, элементы релаксации.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с подростками проводится по двум направлениям или двум блокам: 1 блок: занятия, направленные на развитие собственно коммуникативных умений; 2 блок: занятия на коррекцию личностных качеств подростков с УО, способствующих развитию их коммуникативных умений, улучшению общения. Составим таблицу приемов и методов коррекционно-развивающей работы для коррекционно-развивающей программы (таблица 2):

 

Таблица 2 Приемы и методы коррекционно-развивающей работы для развития коммуникативных умений подростков с умственной отсталостью

№ п/п

Изучаемые свойства и параметры

Диагностические приемы и методы выявления состояния свойства, параметра

Описание приемов и методов коррекционно-развивающей работы

1

Эмоциональные связи, взаимные симпатии, социальный статус

Методика «Социометрия»  Дж. Морено  «Выбор в действии»

Игры и упражнения на позитивное взаимодействие в группе: «Снежный ком», «Смешное приветствие», «Паутина», «Имя и движение», «Броуновское движение», «Ручеек», «Ладошка» и т.д.

2

Уровень коммуника- тивных  мений, общительность

Методика «Уровень коммуникативных умений»

Игры и упражнения на невербальное общение: «Глаза - зеркало души», «Зеркальное отражение», «Дистанция», «Знакомство руками», «Восковая палочка», «Здороваемся руками… плечами… носами…» «Похлопывающий массаж» и т.д.

3

Умение слушать собеседника

Тест  «Умение слушать»

Игры и упражнения на вербальное общение: «Просьба», «Зеркало», «Я Вас слушаю», «Комплименты», «Мой колпак треугольный», «Испорченный телефон», «Хлопки», «Мы охотимся на льва…» и т.д.

4

Виды и степени агрессивных проявлений личности, толерантность

Методика  «Опросник  Басса-Дарки»

Игры и упражнения на эмпатию и толерантность: «Мне нравится в тебе…», «Я люблю…Я не люблю», «Дракон, поймай свой хвост», «Апчхи» и т.д.

5

Самооценка

Методика «Лесенка»

Игры и упражнения: «Кто Я?», «Я самый», «Хвасталки»,«Я умею лучше всех», «Перемещения» (по росту, по цвету волос.), работа с ассоциативными картами

6

Самооценка, общительность, коммуника-тивные способности

Проективная  методика  Рене Жиля

Игры и упражнения на принятие себя, на развитие коммуникации: «Я такое /такой/такая …(цветок, животное, растение, мебель…)»,  «Зеркало», «Кошки-мышки», «Брито-стрижено», «Ручеек»,  «Поменяйтесь местами те, кто…» «Море волнуется раз…»

 

Коррекционно-развивающая программа для развития и коррекции коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью

Коррекционно-развивающая программа предназначена для групповой работы и ориентирована на коррекцию поведения подростков с умственной отсталостью в общении и развитие их коммуникативных умений.

В программу включены игры и упражнения на развитие навыков коммуникации, на работу с телом, на отработку негативных эмоций (конструктивной реакции на злость, раздражение, гнев), на снижение агрессии, на развитие произвольного поведения и толерантности, на получение навыков релаксации.

Программа содержит 12 занятий по два академических часа (академический час составляет 45 мин), предусматривающих практическое освоение элементарных приемов коммуникации, навыков произвольного поведения и элементарных приемов релаксации в игровой форме. Занятия по программе можно проводить по два раза в неделю в течение 6 недель, а можно ежедневно в течение двух недель, что предпочтительнее для данного контингента подростков. Для подростков с умственной отсталостью эффективнее проводить занятия по программе единым блоком ежедневно в течение двух недель потому, что перерывы занятий приводят к тому, что подростки с УО все забывают, и следующее занятие придется проводить с нулевой точки.

Группа эффективно работает, если количество участников не превышает 10-12 человек (оптимальная группа). Если в обучающем тренинге будут участвовать менее 7-8 человек, психологу потребуются дополнительные усилия для организации групповых игр, но вырастет эффективность индивидуальной работы. Максимально допустимо увеличение группы - до 20 человек. Любое отклонение по составу от оптимальной группы нуждается в корректировке программы занятий.

Тематический план приведен в таблице 3:

 

Таблица 3.  Тематический план коррекционно-развивающей программы для развития и коррекции межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью 24 часов академических (12 занятий по 90 минут)

№ п/п

 Наименование темы коррекционно-развивающей программы

академ час

1

Вводное занятие. Правила работы в группе. Элементы этикета.

2

2

Давайте познакомимся. Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

2

3

Умение слушать, умение говорить.  Невербальное и вербальное общение.

2

4

Мир наших эмоций

2

5

Учимся общаться друг с другом

2

6

Обида. Как реагировать на обиду?

2

7

Злость. Я имею право злиться. Я умею справляться со злостью.

2

8

Что меня беспокоит.

2

9

Как не поссориться с друзьями? Как избежать наказания?

2

10

Мой гнев. В гневе я страшен.

2

11

Какие мы разные, и мы вместе

2

12

Заключительное занятие. «Стоп! Подумай! Действуй!»

2

Итого: 12 занятий по 2 академических часа (2Ч45 мин)

24

 

Занятия проводится в щадящем режиме, с учетом быстрой утомляемости подростков с умственной отсталостью, в соответствии с таблицей 4:

 

 

 

Таблица 4. Примерная схема занятия: 2 часа академических, т.е. 45минЧ2= 90 минут

№ п/п

Этап занятия

время мин

Цели и задачи этапа

Содержание работы

1

Приветствие

2,5

Начало занятия

Ритуал приветствия

2

Активизация

10

Активизация участников

Игра-приветствие

3

Разминка

10

Разогрев, позитивный настрой

Активная игра

4

Основное содержание

25

По теме занятия

По теме занятия

5

Разминка

10

Разрядка напряжения

Активные игры

6

Основное содержание

20

По теме занятия

По теме занятия

7

Релаксация

10

Снятие напряжения

Упражнение на релаксацию

8

Прощание

2,5

Обозначение конца

Ритуал прощания

                                                                                    

      Итого

90

 2 академических часа по 45 минут

 

Описание занятий коррекционно-развивающей программы для развития и коррекции межличностных отношений у подростков с умственной отсталостью

ЗАНЯТИЕ 1

Вводное занятие. Правила работы в группе. Элементы этикета.

Задачи: Знакомство участников; информирование о цели занятий; снятие эмоциональной напряженности и формирование позитивного взаимодействия; правила работы в группе; знакомство с этикетом.

Краткое содержание: Установление ритуала приветствия. Вводная часть, знакомство: игра «Снежный ком». Правила работы в группе. Разминка: игра «Поменяйтесь местами те, кто…». Знакомство с элементами этикета. Разминка: упражнение «Здороваемся руками… плечами… носами…». Релаксация: упражнение «Серебряное копытце». Установление ритуала прощания.

ЗАНЯТИЕ 2

Давайте познакомимся. Уверенное, неуверенное и грубое поведение.

Задачи: Знакомство с особенностями друг друга; развитие речи и

ассоциативного мышления; формирование позитивного взаимодействия; научиться различать уверенное, неуверенное и грубое поведение; развитие внимания, речи и произвольного поведения; освоение приемов коммуникации, элементов культуры общения; снятие эмоциональной напряженности.

Краткое содержание: Приветствие. Работа с ассоциативными картами. Разминка: игра «Поменяйтесь местами…». Основная часть: «Уверенное, неуверенное и грубое поведении». Разминка: игра «Дракон, поймай свой хвост». Основная часть: упражнение «Обмен приветствиями». Релаксация: «Волшебные шарики». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3.

Умение слушать, умение говорить. Невербальное и вербальное общение.

Задачи: развитие внимания, умения слушать, развитие речи, освоение приемов невербального и вербального общения, самопознание, формирование самооценки, снятие эмоционального напряжения.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Упражнение «Передай без слов.

Разминка: игра «Испорченный телефон». Основное содержание: упражнение «Я». Разминка: упражнения «Глаза - зеркало души», «Стрельба глазами». Основное содержание: упражнение «Если бы я был». Релаксация: упражнение «Волшебное дерево». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4.

Мир наших эмоций

Задачи: активизация приемов невербального общения; развитие внимания, речи, произвольного поведения; осознание и восприятие собственных эмоций; работа с раздражением, работа со страхом; самопознание, формирование самооценки, снятие эмоционального напряжения.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Активизация: упражнение «Стрельба глазами». Разминка: ролевая игра «Бездомный заяц. Основное содержание: упражнение «Мир эмоций». Разминка: упражнение «Я лучше всех». Основное содержание: упражнения «Я раздражен», «Мой страх.

Релаксация: упражнение «Твой прекрасный сад». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5.

Учимся общаться друг с другом

Задачи: освоение приемов невербального и вербального общения, приемов самопомощи и активизации внимания; формирование позитивного взаимодействия и доверия; тренинг лидерства и социальной смелости, освоение приемов конструктивного выражения критики и поддержки; формирование самооценки; снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Активизация: упражнение «Стрельба глазами». Разминка: релаксационные упражнения. Основное содержание: упражнение «Феррари». Разминка: похлопывающий массаж. Основное содержание: свободное выражение мнения. Упражнения «Я предлагаю тебе…» (недостатки). Упражнение «Что мне нравится в тебе - это…» (комплименты). Релаксация: упражнение «Серебряное копытце». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6.

Обида. Как реагировать на обиду?

Задачи: Знакомство с приемами конструктивной реакции на обиду, приемами контроля и переключения эмоциональных реакций; развитие речи и произвольного поведении; приемы коммуникации и снятия эмоциональной напряженности.

Краткое содержание: Приветствие. Разминка: игра «Поменяйтесь местами». Основное содержание: упражнение «Детские обиды». Разминка: игра «Иголочка и ниточка». Основное содержание: работа с обидой - упражнения «Обмен приветствиями», «Как выразить обиду и досаду», «Копилка обид». Разрядка: техника «Разрывание бумаги». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 7.

Злость. Я имею право злиться. Я умею справляться со злостью.

Задачи: Знакомство с приемами переключения эмоциональных реакций;

работа со злостью; развитие речи и произвольного поведении; освоение приемов коммуникации; снятие эмоциональной напряженности.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Активизация: игра «Снежный ком» с прилагательными. Разминка: игра «Разозлись». Основное содержание: работа со злостью - упражнения «Как я зол!», «Кипящий чайник». Разминка: как справиться со злостью - упражнение «Бумажные мячики». Релаксация: упражнение «Водопад». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 8.

Что меня беспокоит.

Задачи: работа над спрятанными проблемами; развитие навыков

взаимодействия, произвольного поведения, речи и социальной смелости; формирование коммуникативных умений; формирование навыков релаксации.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Активизация: упражнение «Тишина». Разминка: игра «Хлопки». Основное содержание: техника «Спрятанные проблемы». Разминка: игра «Мы охотимся на льва». Основное содержание: упражнение «Хвасталки». Разминка: игра «Горячая картошка». Релаксационное упражнение «Воздушный шарик». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 9.

Как не поссориться с друзьями? Как избежать наказания?

Задачи: работа над спрятанными проблемами; эмоциональная стабилизация группы; развитие навыков взаимодействия, развитие речи и социальной смелости, формирование коммуникативных умений и навыков релаксации.

Краткое содержание: Ритуал приветствия. Активизация: игра «Съедобное-несъедобное». Разминка: упражнение «Распутай цепочки». Основное содержание: игра «Последствия». Разминка: игра «Дракон, поймай свой хвост». Основное содержание: упражнение «Горячий стул». Разминка: игра «Доброе привидение». Релаксация: упражнение «Пять этажей». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 10.

Мой гнев. В гневе я страшен.

Задачи: приемы и способы выражения отрицательных эмоций, разрядка гнева; развитие произвольного поведения и речи; формирование позитивного взаимодействия; освоение приемов коммуникации.

Краткое содержание: Приветствие. Активизация: игра «Успей вставить слово». Основное содержание: упражнения «Щит гнева». Разминка: упражнения «Шкала гнева». Основное содержание: упражнения «Ноги топают». Релаксация: упражнение «Розовый куст». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 11.

Какие мы разные, и мы вместе

Задачи: Знакомство со своими чувствами и эмоциями, с приемами произвольного поведения; осознание индивидуальности окружающих и общности с ними; развитие речи; формирование позитивного взаимодействия; освоение приемов коммуникации; снятие эмоциональной напряженности.

Краткое содержание: Приветствие. Активизация: игра «Горячая картошка». Разминка: игра «Кто Я?». Основное содержание: упражнение «Чем мы похожи». Разминка: игра «Летит по небу шар». Основное содержание: ролевая игра «Волшебная лавка». Разминка: упражнение «Восковая палочка». Релаксация: упражнение «Дрожащее желе». Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 12.

Заключительное занятие: «Стоп! Подумай! Действуй!»

Задачи: Знакомство со своими чувствами и эмоциями, с приемами произвольного поведения; осознание индивидуальности окружающих и общности с ними; развитие речи; формирование позитивного взаимодействия; освоение приемов коммуникации; снятие эмоциональной напряженности.

Краткое содержание: Приветствие. Активизация: упражнение «Ноги в руки». Разминка: игра «Мой колпак треугольный». Основное содержание: упражнения «Волшебный ящик», «Сундучок». Разминка: игра «Перемещения». Основное содержание: упражнения «Солнышко» и «Ладошки». Релаксация: «Учимся расслабляться». Ритуал прощания.

 


Источник: http://xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai/besplatnye-gotovye-studencheskie-raboty/2016-09-28/zanyatie-dlya-korrektcii-mezhlichnostnykh-otnosheniy-u-molodykh-


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Особенности взаимоотношений подростков, проживающих в интернате Стрижки на длинные волосы тонкие фото объем

Особенности межличностных отношений подростков в интернате Особенности межличностных отношений подростков в интернате Особенности межличностных отношений подростков в интернате Особенности межличностных отношений подростков в интернате Особенности межличностных отношений подростков в интернате Особенности межличностных отношений подростков в интернате

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ